Зайкина Елена Павловна

«Если сегодня мы будем учить детей так, как учили вчера-
мы украдем у них завтра…»
Джон Дьюи

Педагог дополнительного образования
Образование — высшее
Категория — I
Регион: Республика Адыгея
Населенный пункт: город Майкоп
Место работы: МБДОУ №37

Консультации

  1. «Использование информационных технологий для формирования безопасного поведения детей»

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно — коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.

 В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

 Мы сегодня с Вами рассмотрим  возможности использования ИКТ в образовательном процессе.

                     «Человек образованный — тот,

                        кто знает, где найти то,

                           чего он не знает»

  Георг Зиммель

 В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

   Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

 Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

  Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

Подбор иллюстративного материала к занятиям,  родительских уголков, группы,  информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

Оформление групповой документации,( списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

  Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).

  Использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

 Оформление буклетов, визитных карточек  группы, материалов по различным направлениям деятельности.

Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

 Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.


2. Использование информационных технологий для формирования безопасного поведения детей

Начинать развитие значимых для работы на компьютере функций следует с первых же занятий, когда дети испытывают наибольшие затруднения в управлении компьютером.

Сколько нужно узнать и запомнить! Изучить клавиатуру, на­значение клавиш, освоить приемы управления компьютером, требующие сложных зрительно-двигательных координации, ко­гда необходимо точно нажимать на нужную клавишу и одно­временно следить за экраном. Кроме того, ребенку приходится запоминать правила управления для разных компьютерных программ.

Понятно, что и развивать в первую очередь необходимо те функции, которые особенно значимы на начальном этапе об­щения ребенка с компьютером: точность и координацию движе­ний руки, тонкие движения кисти и пальцев руки, кратковремен­ную память.

Наберитесь терпения, не торопите ребенка: формирование этих функций — сложный и длительный процесс.

Занятия следует проводить в отвечающей дошкольному воз­расту игровой форме.

Очень важно также, чтобы упражнения не вызывали у ре­бенка утомления и чрезмерного возбуждения. Содержание игр должно быть простым, интересным и эмоционально привлека­тельным для детей.

Предлагаемая программа тренировки, разработанная для до­школьников и адаптированная к возможностям детского орга­низма, поможет вам подготовить ребенка к общению с компью­тером. Упражнения, оказывая комплексное воздействие на раз­витие малыша, в то же время направлены на преимущественное становление тех функций, которые мы назвали значимыми для компьютерных занятий, особенно на первых порах овладения компьютером.

Десять полезных советов

  • Не следует усаживать ребенка за компьютер только пото­му, что дети ваших знакомых все свободное время проводят ря­дом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее заниматься. Возможно, его выбор окажется более правильным и более полезным для его развития.
  1. Когда ребенок только начинает знакомиться с компьюте­ром, понаблюдайте за его поведением. Особенно важно это де­лать на первом этапе овладения малышом новым для него видом
  2. деятельности. Наблюдения помогут вам своевременно предуп­редить проблемы, которые могут возникнуть у ребенка позже, при постоянном общении с компьютером.
  1. Приступайте к активной функциональной подготовке до­школьника с первых же дней общения его с компьютером, а же­лательно и раньше.
  2. Старайтесь, чтобы выполнение упражнений стало для ма­лыша увлекательной игрой, и непременно участвуйте в этой игре как равноправный его партнер, с удовольствием. Только в этом случае можно ожидать положительных результатов.
  3. Отдельные упражнения можно выполнять во время со­вместной прогулки или поездки. Не упускайте любой возмож­ности, чтобы помочь ребенку укрепить его память, развить точность движений и другие функционально важные для рабо­ты на компьютере качества.
  4. Не предлагайте ребенку сразу все рекомендуемые упраж­нения. Следите, чтобы задания были ему по силам и не приво­дили к утомлению.
  5. Попытайтесь подобрать свои варианты игр и упражнений, способствующих развитию значимых функций и похожих по дей­ствию на предложенные нами. Это позволит поддержать интерес ребенка к занятиям, сделать их разнообразными, нескучными и не­ожиданными. Привлекайте ребенка к придумыванию новых игр и упражнений. Возможно, ему будет более интересно поиграть в свою собственную игру.
  6. 8.Не все упражнения получатся у ребенка с первого раза. Ни в коем случае не выражайте недовольства плохими, с вашей точки зрения, результатами. Напротив, обсудите причину неудачи, постарайтесь ободрить маленького ученика.

3. «Компьютер в руках малыша»

Самые популярные ответы родителей на вопрос «Зачем дошкольнику компьютер?» :

— Чтобы он играл – 7%;

— Чтобы развивался/учился – 50%;

— Чтобы удобнее было кормить – 3%;

— Чтобы не приставал – 3%;

— Чтобы мультики смотрел – 8%;

—  Чем раньше освоит, тем лучше – 14%;0

—  Компьютер до школы вообще не нужен – 12%.

К сожалению, часть родителей используют ПК именно для того, чтобы ребёнок смотрел мультики и не мешал. Но наша жизнь показывает, что дошколята развиты в этих вопросах намного больше, чем их сверстники лет 5 назад. ПК — это прежде всего развитие, но в меру.

          Так для того, чтобы компьютер стал вашим союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

  1. Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.
  2. Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.
  3. После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи,  верхнего плечевого пояса. 

         Упражнения для проведения зрительной гимнастики:

 — Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.

 — Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.


4. «Профилактика компьютерной зависимости у ребенка»

Разместите компьютер в общей комнате- таким образом, обсуждение интернета станет повседневной привычкой, и ребёнок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.

  • Используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребёнка в Сети. По санитарным нормам ребёнок не может проводить за компьютером более 15 минут подряд. Играть в компьютерные игры перед сном запрещается всем детям.
  • Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам- фильтр.
  • Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего компьютера- это поможет отфильтровать вредоносное содержимое; выяснить, какие сайты посещает ребёнок; установить временные рамки использования компьютера или Интернета; блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети. Самыми популярными программами родительского контроля являются:
  • «Дополнительная безопасность» в Windows 7- обеспечит сохранность личных данных от всех возможных угроз ;
  • «Семейная безопасность» в Windows live- поможет уследить за контактами и интересами вашего ребёнка даже с другого компьютера;
  • «Родительский контроль» в Windows Vista- с её помощью вы можете определить время, когда ребёнок может зайти в систему, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, узлам, программам;
  • «Родительский контроль» в Kaspersky Cristal- помимо антивирусной программы, она позволяет следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, и ограничивать посещение «неугодных». Кроме того, программа поможет вам сохранить личную информацию (семейные фото, пароли, файлы) от вторжения и хищения.
  • Создайте «Семейные интернет- правила», которые будут способствовать онлайн- безопасности детей.
  • Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования компьютера, интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.
  • Предложите ребёнку другие возможности времяпрепровождения: походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры.
  • Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания в качестве поощрения (например, за уборку в своей комнате).

Статья для участия на круглом столе «Профессиональный стандарт педагога»

Использование ИТ в ДОУ как средство коррекции зрительной функции у детей с нарушением зрения

Разместите компьютер в общей комнате- таким образом, обсуждение интернета станет повседневной привычкой, и ребёнок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.

  • Используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребёнка в Сети. По санитарным нормам ребёнок не может проводить за компьютером более 15 минут подряд. Играть в компьютерные игры перед сном запрещается всем детям.
  • Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам- фильтр.
  • Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего компьютера- это поможет отфильтровать вредоносное содержимое; выяснить, какие сайты посещает ребёнок; установить временные рамки использования компьютера или Интернета; блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети. Самыми популярными программами родительского контроля являются:
  • «Дополнительная безопасность» в Windows 7- обеспечит сохранность личных данных от всех возможных угроз ;
  • «Семейная безопасность» в Windows live- поможет уследить за контактами и интересами вашего ребёнка даже с другого компьютера;
  • «Родительский контроль» в Windows Vista- с её помощью вы можете определить время, когда ребёнок может зайти в систему, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, узлам, программам;
  • «Родительский контроль» в Kaspersky Cristal- помимо антивирусной программы, она позволяет следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, и ограничивать посещение «неугодных». Кроме того, программа поможет вам сохранить личную информацию (семейные фото, пароли, файлы) от вторжения и хищения.
  • Создайте «Семейные интернет- правила», которые будут способствовать онлайн- безопасности детей.
  • Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования компьютера, интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.
  • Предложите ребёнку другие возможности времяпрепровождения: походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры.
  • Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания в качестве поощрения (например, за уборку в своей комнате).
  • цены на лечение в Израиле

 

Специализация

Дата : 19 Дек 2014